Зимний «дизель»: в трети проб обнаружена вода

Пoслe нoвoгoдниx прaздникoв стрeмитeльнo oбвaлилaсь нaциoнaльнaя вaлютa, чтo oчeнь быстрo привeдeт к пoдoрoжaнию тoпливa нa 1-1,5 гривны. Пeрспeктивa мaлoприятнaя, oсoбeннo ввиду пaдeния дoxoдoв нaсeлeния. И eсли цeнa нa «сoлярку» пoстoяннo рaстёт, тo качество её в последние годы было довольно стабильно. Это обуславливалось поставками «тяжелого» топлива в подавляющей массе из-за рубежа, но сейчас даже государственный Шебелинский НПЗ перешёл на выпуск топлива стандарта Евро-5. Вроде бы ничего не предвещало беды, но треть проверенного специалистами Института потребительских экспертиз топлива оказалось не кондиционным.

Тест-контроль

В этот раз эксперты решили сконцентрировать внимание не только на крупных игроках, но и уделить внимание и средним, и небольшим сетям. Пробы отобрали в 8 сетях:   БРСМ-Нафта (ДТ Евро), ANP (Energy), КЛО (ДТ Евро), AMIC (ДТ Евро), ТНК (ДТ Евро), LUXWEN (ДП ЕВРО), Shell (ДТ Евро) и SunOil (ДТ Евро). Изюминкой теста стало участие в исследовании нелегальной АЗС, так называемой «бочки», которые массово появляются в последнее время. Цена там, как правило, на 3-4 гривны ниже, чем у сетевиков, а вот что там разливают, не знает никто. В лаборатории все образцы прошли проверку по множеству параметров: цетановый индекс, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, содержание серы, плотность.

 

И, конечно, главные «зимние» показатели – предельная температура фильтрации (замерзание) и массовая часть воды. Скажем сразу: все испытуемые оказались «зимними» образцами, но полностью испытание выдержали не все.

Цетановый индекс

Первым делом специалисты подсчитали цетановый индекс испытуемых. Цетановый индекс – это цетановое число топлива до применения цетаноповышающих присадок. Общий принцип – чем больше, тем лучше. Все участники теста уложились в норматив, самый большой запас продемонстрировали образцы БРСМ-Нафта (ДТ Евро) – 52,6 единицы, и  КЛО (ДТ Евро) – 51,7 единицы. На таком дизтопливе будет легче запускаться зимой и меньше расход топлива.

Вспышка

Второй значимый показатель – температура вспышки в закрытом тигле. Он характеризует  температуру воспламенения топлива. Косвенно этот показатель может показать, не попадали ли в «солярку» посторонние компоненты. Нарушений у участников не обнаружено.

Сера

Продукты сгорания серы больно бьют не только по окружающей среде, но и по двигателю. Сера убийственна для нейтрализаторов и сажевых фильтров, но при концентрации в топливе серы менее 10 мг/кг «пробег» нейтрализатора более сотни тысяч километров – реальность. В этот раз результаты в этом параметре оказались отличными.  За исключением одного образца, все пробы соответствовали уровню Евро-5!  Рекордсменом стал образец БРСМ-Нафта (ДТ Евро) (всего 3 мг/кг!). А вот на нелегальной АЗС серы в «дизеле» оказалось по нынешним меркам очень много – 339 мг/кг.

 

Вода

Воды в дизельном топливе быть не должно – это регламентирует стандарт, это знают все дизелисты. На морозе кристаллы льда забьют трубопроводы и фильтра – и прощай, движение! Но этого, похоже, не знают в сетях ANP  и AMIC, ведь именно в образцах этих АЗС (и нелегальной «бочке») были обнаружены следы воды. Как она туда попала, остаётся только гадать (остальные параметры в порядке). Скорее всего, можно предположить прорехи в логистике и хранении.

Морозостойкость   

Испытания на определение граничной температуры фильтруемости показали – абсолютно все приобретённые образцы являются «зимним» топливом. При сильном похолодании не замёрзнет дизель БРСМ-Нафты, который выдержит до минус 26 по Цельсию, неплохо продержатся КЛО (- 23), LUXWEN (- 23), ТНК (- 20). На случай более экстремальных морозов КЛО и Shell предлагают именные сорта (Ventus и V-power), которые являются арктическими, но и стоят ощутимо дороже.

Итого

В целом, качество дизельного топлива находится на уровне, если не считать следы  воды в некоторых образцах (хотя вряд ли это системный процесс, скорее, недочёты отдельных АЗС). Порадовали также результаты сети БРСМ-Нафта, которая сейчас переживает нелёгкие времена, отбиваясь от рейдерской атаки, но при этом качество пока не пострадало. Что же касается нелегальных АЗС, то дорогу туда лучше забыть, поскольку претензий в случае неприятностей предъявлять попросту некому.

Дмитрий Гордиенко

Исследования по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному марки ДП-Л-Евро5

Цетановый индекс

(норматив – не менее 46 ед.)

Плотность при t 15 °С, кг/м3 (норматив 820-845)

Температура вспышки в закрытом тигле, С

(норматив – не ниже 55, С)

Содержание серы, мгкг (норматив – не более 10 мг/кг)

БРСМ-Нафта (ДП Евро)

52,6

835,9

55

3

Shell (ДП Евро)

50,9

833,7

72

4

Нелегальная АЗС

49,8

818,9

44

339

LUXWEN (ДП Евро)

50,8

836,3

60

4

ТНК (ДП Евро)

48,6

832,5

63

10

AMIC (ДП Евро)

52,3

831,7

67

9

ANP (ДП Energy)

50,2

835,8

55

8

КЛО (ДП Евро)

51,7

837,4

62

8

SUN OIL (ДП Евро)

49,9

832,9

57

10

 

Исследования по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному марки ДП-Л-Евро5

Массовая часть воды, % (норматив – не более 0,02 %)

Предельная температура фильтруемости, не выше,°С

(норматив – для марки Л ( — 5°С ), для марки З ( — 20°С ), для марки Арктика ( — 30°С ))

БРСМ-Нафта (ДП Евро)

Не обнаружено

                         –  26

Shell (ДП Евро)

Не обнаружено

 – 18

Нелегальная АЗС

Обнаружено

 – 14

LUXWEN (ДП Евро)

Не обнаружено

 – 23

ТНК (ДП Евро)

Не обнаружено

 – 20

AMIC (ДП Евро)

Обнаружено

 – 18

ANP (ДП Energy)

Обнаружено

– 27

КЛО (ДП Евро)

Не обнаружено

 – 23

SUN OIL (ДП Евро)

Не обнаружено

– 15

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.